17 июня 2017 года во Франции завершился 41-й Международный фестиваль анимационных фильмов в Анси. С 2012 года на кинорынке MIFA, который проходит в рамках фестиваля, Ассоциация анимационного кино организует российский стенд. Его участниками из года в год становятся крупнейшие российские анимационные компании, одна из которых — студия «КиноАтис».
Вадим Сотсков, генеральный директор и продюсер «КиноАтис», рассказал о том, как менялся MIFA в течение 10 лет, почему важно участвовать в такого рода мероприятиях и какие планы у компании по копродукции.
Как давно вы приезжаете на кинорынок анимационного контента MIFA в рамках фестиваля?
Впервые приехали в 2008 году, когда еще не было российского стенда и приходилось организовывать все своими силами. Сейчас, конечно, присутствие на рынке стало более доступным. Спасибо Министерству культуры за поддержку представительства страны на кинорынке в Анси.
Как изменился рынок за это время?
Рынок постоянно расширяется и трансформируется. Десять лет назад он был более европейским, даже западно-европейским. В 2008 году только КиноАтис представлял Россию, а на второй год появились стенды «Союзмультфильма» и «Мастер-фильма». Сейчас здесь большой стенд Ассоциации анимационного кино, более заметно российское присутствие. Начинает заявлять о себе и рынок СНГ: в этом году первый раз открыла стенд Украина. Также впервые участвуют анимационные студии из Филиппин, и, в целом, очень сильно азиатское влияние.
Можно ли сказать, что это крупнейший анимационный рынок?
Это достаточно крупный рынок, но тут скорее самое важное не масштаб, а престиж, то есть статус присутствия, как в конкурсной программе самого фестиваля, так и на кинорынке. Это мероприятие для международной кооперации. Наша студия еще слабо участвует в этом процессе, но мы двигаемся в направлении совместного производства: сейчас заканчиваем первый проект в европейской копродукции. Замечательный опыт, когда несколько стран участвует в производстве фильма: и себя можно проявить, и научиться у других.
Насколько выгодно в финансовом плане?
В России большой рынок, плюс соседние государства, на которые мы влияем. В принципе, мы на своей территории можем отбить затраты, а в маленьких европейских странах это практически невозможно. Поэтому они вынуждены делать копродукцию, но и мы, перекладывая часть своих затрат, очень выигрываем. Фактически, уменьшаем риски…
Копродукция по «Гурвинеку» тут и зародилась?
Да, в Анси два года назад мы с чешской компанией «Rolling Pictures, spol. s r.o.» и бельгийской студией «Grid Animation» подписали документ о копродукции, а на этом кинорынке заключили дополнительное соглашение, которое расставляет все точки над i. Наше участие в производстве фильма завершилось в прошлом году, но наши партнеры все еще заканчивают свои части работ. Сейчас с 21 июня мы начинаем озвучание — героям дадут голоса наши звездные артисты, среди которых Михаил Ефремов, Константин Райкин, Юрий Стоянов.
22 августа 2017 года в Праге пройдет международная премьера. С 1 сентября «Гурвинек и волшебный музей» стартует в прокате в Чехии и Словакии. Затем начнется мировой прокат. Российский релиз тоже намечен на осень 2017 года.
Я так понимаю, основная ставка на международной арене на Европу. А азиатские страны не рассматриваете?
Мы, конечно, исследуем этот рынок, но он достаточно сложный. Из азиатских регионов, «КиноАтис» работает с Индией. Китай, конечно, очень перспективен, но специфичен, нужно хорошо понимать их ментальность.
Почему, так или иначе, важно присутствовать на кинорынке Анси и других международных площадках? Если сравнивать с AFM, чем они отличаются?
Участвовать в таких мероприятиях дорого, но необходимо по многим причинам, одна из которых глобальная — присутствие поддерживает статус страны. Тут участвуют все крупные мировые студии — европейские, азиатские, российские.
С AFM не стоит сравнивать, поскольку Анси — чисто анимационный рынок. На AFM же присутствует и кино, и анимация.
Кинорынок в Анси — площадка, где можно встретиться с аниматорами со всего мира, пообщаться и понять тенденции, куда двигается мировое анимационное сообщество. Очень важно не вариться в собственном соку, а исследовать тенденции. В этом плане MIFA очень подходящее место. Здесь проводят также полезные мастер-классы, доступные и очень интересные. Это подпитка для аниматора, после мероприятия чувствуешь прилив энергии.
Какие у вас планы в этом году? Новые проекты сейчас обсуждаются?
Возможно, мы заключим договор с большой французской компанией, но пока об этом рано говорить — все на этапе обсуждения. Как правило, проходит год между первичными переговорами и подписанием документа.
Что касается «Гурвинека и волшебного музея», спустя три года после первого обсуждения проект реализован. Возможно, через несколько лет мы узнаем о крупном международном проекте, в котором будет принимать участие российская студия — не обязательно «КиноАтис».
Поделитесь опытом поиска потенциальных партнеров
Первый год проходит в переговорах — студии присматриваются друг к другу. Дальше подписывают первые документы. Потом через 2-3 года проект реализуется, хотя период может быть короче, ведь партнер, как правило, входит с подготовкой.
На подобном рынке очень важна системность. Необходимо постоянно принимать участие в течение многих лет. Как только пропускаешь, выпадаешь из общего процесса. Если по какой-либо причине Россия не будет присутствовать на кинорынке в Анси пару лет — придется начинать все сначала.